Статьи — Legion Box
УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ ОТ Netflix
В настоящее время корректное управление цветом в производстве видеоконтента достигается сочетанием передового опыта и взаимодействия между художественным цехом, студиями постпродакшн и технологами производства, совместно с техническими специалистами по работе с изображением.
Существуют открытые стандарты управления цветом, такие как ACES — разработка Академии Кинематографических Искусств и Наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, USA), однако, в данной статье мы сможем более подробно ответить на вопрос «Что мы имеем ввиду под самим термином «управление цветом»?», без привязки к ACES.
Наша стратегическая цель — расширить понимание аудитории важности этого процесса и доработать существующие стандарты, например ACES 2.0, чтобы сделать процесс работы в управляемых цветовых пространствах проще и доступнее.
УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ
Термин «управление цветом» часто используется во многих коммерческих отраслях, но многие специалисты понимают его по-разному в зависимости от конкретных технологических приложений. В сфере видеопроизводства, к которой принадлежит Netflix, для одних «управление цветом» — это съемка и мастеринг в стандарте Rec 709 разработанном Международным союзом электросвязи (ITU-R) для мониторов и проекторов высокой четкости и загрузка ProRes на YouTube.
На других, более сложных проектах, скажем, на студии компьютерной графики, работа в управляемом цветовом пространстве подразумевает создание текстур и элементов графики в цветовом пространстве scene-referred (например, в ACES), предварительную конвертацию элементов через OpenColorIO, наложение на картинку с камер в реальном времени, экспорт DPX или EXR в отдел конформа для финальной цветокоррекции. Как видите, интерпретаций достаточно много. В этой статье объясняется, что означает управление цветом в контексте проектов Netflix.
С точки зрения Netflix, существует три основных цели управления цветом:
- Во-первых, нам необходим предсказуемый и повторяемый метод просмотра материала и возможность конвертации между разными цветовыми пространствами, с учетом разнообразия устройств записи изображения и устройств вывода. Это позволяет быть уверенным, что креативное решение сохраняется на всех этапах съемки и обработки.
- Во-вторых, мы должны быть уверены, что все художественные ходы при цветокоррекции и вся графика выполнены в пространстве scene-referred. Это позволяет обеспечить свободу применения креативных решений в постпродакшене.
- В-третьих, это позволяет нам быть уверенными, что архивные мастер-копии сохраняют весь заложенный потенциал картинки, и мы сможем свободно работать с материалом в будущем.
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ
Технология управления цветом охватывает определения основных цветовых пространств, конвертаций между ними и параметры мастер-копий. Для разработки согласованной технологии управления цветом необходимо знать цветовое пространство исходника, промежуточные цветовые пространства и пространства мастер-копий. Они должны быть спланированы в тесном сотрудничестве между отделами, ответственными за просмотр, отправку и прием материалов.
ВХОДНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА
Входное цветовое пространство напрямую определяется устройством формирования изображения (например, матрицей в камере). В качестве примеров можно привести Sony SLog3 / SGamut3.cine, RED Log3G10 / WideGamutRGB, ARRI LogC / WideGamut. Некоторые технологии производства подразумевают использование архивных материалов или графики, уже просчитанной в пространство display-referred, например в Rec. 709 / BT.1886 или sRGB.
РАБОЧЕЕ ЦВЕТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Именно в этом цветовом пространстве происходит обработка изображения. Если цветовое пространство исходника не совпадает с рабочим, перед началом работы его необходимо конвертировать. Примеры рабочих цветовых пространств: Sony SLog3 / SGamut3.cine, RED Log3G10 / WideGamutRGB, ARRI LogC / WideGamut и ACES. Если вы выводите изображение в этих цветовых пространствах на монитор без специального Выходного преобразования, картинка будет выглядеть некорректно. Это связано с тем, что такие цветовые пространства предназначены для сохранения максимального динамического и цветового диапазона экспонируемого изображения, но не для записи картинки в совместимом с мониторами формате.
ВЫХОДНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Выходное преобразование конвертирует рабочее цветовое пространство в цветовое пространство дисплея, проектора и т. п. Использование выходного преобразования (или просмотрового LUT-а, например, созданного колористом или лабораторией, или даже обычного LUT-а ARRI 709) может быть полезно не только для формирования представления о цветовом решении проекта, но и дает понимание ширины динамического диапазона, в рамках которого может работать колорист или художник компьютерной графики.
ЦВЕТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСПЛЕЯ
Это цветовое пространство, в котором изображение корректно отображается на дисплее или мониторе. В качестве примеров можно привести Rec. 709/BT.1886, PQ (ST.2084) P3-D65, Rec. 2020 и т. д.
В данном примере исходник в логарифмическом пространстве, а дисплей в Rec. 709 / BT.1886. Выходное преобразование позволяет вывести отдельный мастер для монитора Rec. 709 / BT.1886, при этом оставляя возможность сохранить архивный мастер (NAM) в логарифмическом цветовом пространстве.
ПРЕИМУЩЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ
ДОСТОВЕРНОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСКОМ РЕШЕНИИ
Уверенность в корректно выбранной технологии работы позволяет меньше времени тратить на техническую поддержку и поиск причин сбоев и больше времени уделять художественной работе. Устранение проблем с цветом и доработки часто занимают очень много времени и требуют больших расходов. Поэтому важно, чтобы все участники съемочного процесса и процесса постпродакшн, задействованные в работе над изображением и обмене материалами, придерживались единого процесса управления цветом.
ГИБКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСМОТРА МАТЕРИАЛА
Приведенные в этой статье решения позволяют обеспечить достоверную демонстрацию материала в разных условиях. Будь то SDR или HDR, монитор или проектор, картинка должна выглядеть идентично и творческие решения не должны быть искажены. Это возможно только при наличии единой системы управления цветом.
АРХИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Управление цветом, и, в частности, рабочее цветовое пространство с максимально широким диапазоном, позволяет сохранить все художественные решения в мастер-копии, пригодной для использования в будущем. Например, корректно подготовленные кадры из мастера предыдущего сезона могут войти в состав нового сезона. Или же элементы компьютерной графики или анимации могут быть задействованы в нескольких проектах. Также корректно подготовленные архивные мастера могут быть использованы для показов или ремастеринга в будущем.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ЦВЕТОМ
СОГЛАСОВАННАЯ КОНВЕРТАЦИЯ ЦВЕТОВЫХ ПРОСТРАНСТВ
Стандартизованные системы управления цветом, такие как ACES, — это попытка выработать согласованные методы конвертации пространств между различными программными и аппаратными платформами. Они позволяют обеспечивать достоверный мониторинг изображения без необходимости «зашивать» картинку в цветовое пространство монитора. ACES определяет типы конвертации, а такие программы, как OpenColorIO (OCIO), обеспечивают согласованный процесс управления цветом в различном ПО. Также они допускают создание собственных технологий управления цветом и упрощают обмен материалами. OCIO широко используется при работе с компьютерной графикой, но для внедрения его на площадку, в монтаж и цветокоррекцию еще требуется провести определенный объем работ.
ВЫСОКАЯ ТОЧНОСТЬ ПРИ ОБРАБОТКЕ
В профессиональной системе управления цветом во избежание потери качества картинки при конвертации между цветовыми пространствами, вычисления выполняются с высокой точностью. Известно, что обработка материала в некоторых нелинейных цветовых пространствах (таких как Rec. 709 и разновидностях логарифмических пространств) не требует высокой точности вычислений. Однако появляется все большее количество линейных форматов, требующих вычислений с точностью 16 бит (с плавающей запятой) и более. Мы рассматриваем 10-битное представление как абсолютный минимум для профессиональных систем обработки в SDR и 12-битное представление для проектов HDR. В идеале все системы должны поддерживать форматы с плавающей запятой (16 бит половинной точности или 32 бит полной точности), чтобы снизить вероятность клиппинга и других побочных явлений.
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ
ПРЕПРОДАКШН
Это ключевой этап коммуникации, от которого зависит стабильность работы с цветом в процессе производства. Как только выбрана камера, следует обсудить детали работы со всеми участниками творческой и технической групп: оператором-постановщиком, DIT, колористом, студией компьютерной графики и представителями Netflix, ведущими проект. Даже если на этом этапе не удастся принять все решения (например, еще не выбран колорист), важно обсудить эти нюансы как можно раньше. Какая камера и какой формат записи будут использованы? Какое рабочее цветовое пространство? Будете ли вы использовать ACES? Если нет, разработан ли визуальный стиль проекта и show LUT?
КАЛИБРОВКА МОНИТОРОВ
Только при проведении регулярной и своевременной калибровки мониторов мы можем быть уверены, что конвертация профилей выполняется корректно, цветовое решение не искажено и отображается в соответствии с творческой задачей.
МОНИТОРИНГ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Работа с цветом и изображением в целом обычно начинается со съемочной площадки, поэтому с самого начала важно принять необходимые стандарты для проекта: составить план работы, расписать путь маршрутизации видеосигнала, определить список инструментов коррекции изображения (LUT-боксы, инструменты генерации CDL) и калибровки мониторов. Основная цель контроля цвета на съемочной площадке — организовать повторяемую технологию цветокоррекции, которая обеспечит предсказуемое выполнение работ на следующей стадии изготовления дейлизов.
ДЕЙЛИЗЫ И МОНТАЖ
Роль правильно выстроенной технологии работы с цветом лучше всего видна на этапе рендера дейлизов. При их подготовке мы используем те же исходники с камеры (RAW), которые будут задействованы при чистовой сборке картины, и «зашиваем» в них цветовые решения, выработанные на площадке. Эти цветовые решения переносятся в файлы ALE с помощью ASC CDL и затем импортируются в Avid. CDL, и те же show LUT. Выходное преобразование должно применяться в том же рабочем цветовом пространстве, чтобы специалисты по монтажу видели тот же цвет, что и операторы на съемочной площадке.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Студия компьютерной графике должна иметь четкие инструкции, описывающие технологию работы с цветом на каждом конкретном проекте. В идеале студия должна получить ТЗ в котором подробно изложены: технические параметры и формат экспорта графических шотов (например, 16-bit EXR, Linear ARRI Wide Gamut), метод получения цвета как в дейлизах (например, CDL+LUT и информацию о рабочем пространстве) и референс или кадр из дейлизов для проверки. Крайне важно выбирать формат рендера VFX-шотов, который позволяет работать в цветовом пространстве scene-referred и допускает использование реальных физических моделей при рендере. Метод получения цвета как в дейлизах и референс нужен для предоставления черновых версий VFX-шотов в монтаж: так VFX-шот будет сочетаться по цвету с соседними кадрами.
ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ
Основной этап технологического процесса работы с цветом — сборка финального монтажа из исходников (OCF) и цветокоррекция. В идеале колорист должен иметь в своем распоряжении все файлы CDL + LUT, которые использовались при подготовке дейлизов. Так он будет иметь точное представление об изображении, которое съемочная группа видела на площадке и в процессе монтажа. Цветокоррекция должна выполняться в рабочем цветовом пространстве, до выходной конвертации (или show LUT). Это позволяет корректно сохранить все творческие решения в архивном мастере, речь о котором ниже. Для этого можно работать в ACES или настроить систему цветокоррекции с тщательно продуманными параметрами управления цветом, чтобы все креативные решения сохранялись только в рабочем цветовом пространстве (порядок действий очень важен).
АРХИВНЫЙ МАСТЕР
Специальная технология управления цветом позволяет передавать все исходные, непрошедшие цветокоррекцию, архивные мастера в едином универсальном цветовом пространстве.
ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ
Как уже упоминалось ранее, важно, чтобы съемочный материал хранился в формате с максимально широким цветовым пространством до самого конца цветокоррекции. Это легко реализуемо в ACES, где манипуляции с изображением производятся в широком динамическом диапазоне и цветовой гамме, а для просмотра на дисплее достаточно только подключить выходное преобразование. Также этого можно достичь, работая в исходном цветовом пространстве камеры, но с очень четким контролем конвертации и мониторных LUT-ов. На приведенной ниже схеме показана технология управления цветом на съемочной площадке, на этапе монтажа и на постпродакшене.
Источник: www.netflix.com